КАРЛ У КАРМЫ УКРАЛ КОРВАЛОЛ
Понятие реинкарнации и тесно связанной с ней кармы - лес довольно тёмный с точки зрения реинкарнируемого. Или -щегося. Да, некая совокупность душевных наклонностей и качеств, интеллектуальных задатков, а также предрасположенности к тем или иным телесным характеристикам и иным жизненным обстоятельствам кочует из воплощения в воплощение, опять-таки, меняясь, трансформируясь по ходу дела, кармические узлы завязываются, кармические узлы развязываются. Ваша станция Площадь революции. А ваша - Лубянка, с вещами на выход. Но все эти процессы зачастую настолько неочевидны сознанию, что извлечение сознательных, мало того, правильных уроков (польза бессознательных, а тем паче неправильных представляется слишком эфемерной) есть во многом результат счастливого стечения обстоятельств, а не какой-то выверенной учебно-методологической схемы. Это больше похоже на то, как слепого щенка бросают в море и ожидают, что он превратится в дельфина. На худой конец, в водолаза.
Если говорить, к примеру, о кармическом наказании, то всё, что имеет какую-никакую нервную систему, от примитивной до самой развитой, страдает просто по факту жизни: от холода или жары, голода или превращения в чей-то обед, болезней, увечий и ранений от несчастных случаев и стихийных бедствий, ро́дов (пока относится только к женщинам), смерти, своей или близких. Те, кто обладает каким-никаким сочувствием, с большей или меньшей интенсивностью страдают страданиями других, которые им кармически как бы и не предназначены. Как отделить все эти страдания, достающиеся большинству живых существ "по умолчанию", от кармических? И каким внутренним стержнем всё это претерпевать?
Более того, наказание не всегда означает страдание как таковое. Говорят, что человек за свои проступки, читай смертные грехи, в прошлой жизни, в следующей может родиться слабоумным. Или какой-нибудь собакой динго (Атавизм. Ааа). Выходит, вроде как наказание. Но что именно в этом старом-новом существе ощутит униженность его положения и/или повернёт его слабо мерцающий ум в нужное русло, особенно если этот ум - собачий? Не случайно здесь подчёркивается сознательность, поскольку кармические последствия, по идее, есть результат сознательного свободного выбора. В противном случае, получается полная бессмыслица, вернее, Божественный произвол.
Далее. Допустим, с кем-то происходит нечто вопиющее, т.е. страдание сверх обычной нормы. Не буду приводить конкретные примеры, их в этом мире переизбыток. Будет ли это непременно означать, что страдалец что-то подобное причинил кому-то когда-то в одном из своих предыдущих воплощений? Следуя этой логике, его жертва, в свою очередь, тоже вкусила это неспроста и т.д. Так мы доходим до перволюдей, т.е. людей, воплощённых на земле впервые, и всё равно получается, что кто-то когда с кем-то совершил нечто ужасное в первый раз, т.е. пострадала невинность. Если пострадала невинность когда-то давным-давно, почему бы ей не пострадать и недавно? Или прямо сейчас? Когда Серафима Саровского избивали разбойники - какую он "отработал" карму? В конце концов, Христа-то точно распяли не из-за каких-то кармических пут.
Короче говоря, отделение кармы от не-кармы, по крайней мере, для обычного человеческого сознания, задача практически непосильная. И потом, даже если кто-то жестоко страдает из-за кармической предопределённости, т.е. как бы заслуженно, разве это повод лишить страдальца своего сочувствия, особенно, если первопричины страдания неочевидны? То, что в круговерти жизни может страдать невинность и особенно не бедствовать виноватость, я, смею полагать, проиллюстрировал.
Понять реинкарнацию, насколько это вообще возможно, никак нельзя без учёта ещё одного "маленького" обстоятельства - Бога. Если Он созерцает слабоумие тех, кто в прошлой жизни надругался над своей и, возможно, чужой божественностью, Ему этого может быть более, чем достаточно. В Коране говорится, что Бог лишает грешников разума - если угодно, это Его способ выразить им своё презрение. Иного рационального объяснения, почему в наказание могут рождаться слабоумными или деградировать до животных, у меня лично нет. По Рембо́, только Бог имеет удовольствие видеть справедливость в этом мире. Пожалуй, Рембо́ был прав.
Почему Бог позволяет невинности страдать не смотря на своё всемогущество? Если кардинально сменить ракурс (как это делает Виктор Франкль в своей "Сказать жизни "Да") и посмотреть на всё это глазами не-я, то эти, страдания, в первую очередь, происходят в "теле" Бога как своего рода нервные импульсы, особенно, если попирается невинность. Иными словами, Он воспринимает это страдание, в первую очередь, на свой собственный счёт, как тот, у кого болит палец или, скажем, сердце. Клеточкам в Его теле, принимающим на себя основной удар, от этого, конечно, не легче, хотя... и не бесконечно тяжело, если они пребывают в поле Его любви. Отринутые от Его Лика, а значит и лишенные Его любящего внимания, в каком-то смысле выкидываются и из Его "нервной системы". При этом, одни отринутые могут находиться в относительной безопасности (до поры до времени), а другие - обдуваться всеми сквозняками. Т.е. карму можно ещё рассматривать как следствие "равнодушия" Бога, что добавляет к и так непростой картине дополнительное веское измерение.
При всех вопросах к довольно асимметричной карме и причудливой реинкарнации, если всё же предположить, что люди рождаются единожды и каждый человек с его жизненной траекторией вылепливается непосредственно Богом, то к Нему возникает ещё больше претензий о несправедливости устройства жизни. Почему, к примеру, одни рождаются слабоумными и тем самым ограждаются если не от жизненных трудностей, то от искушений, и как бы "автоматом" наследуют Царство небесное, а кто-то вынужден проходить через горнило страстей и испытаний и далеко не всегда выходит победителем на другом его конце? Почему одних судьба "обносит", а других - нет? Можно, конечно, всё списать на резиновый "Промысел Божий", отогнать от себя неудобные мысли. Но уважает ли Бог тех, кто вытесняет из своего сознания подобные и иные мысли лишь из страха Ему не угодить и не попасть в рай? Друзей И́ова, к примеру, которые пытались из самых благочестивых соображений сдержать лавину его причитаний и вопросов, Бог что-то не особенно погладил по голове, а Иову открылся и утешил его. Блаженны плачущие.
Напоследок, о кармических уроках. По крайней мере, можно быть уверенными в том, что Бог не ожидает от человека - не от каждого точно - умения исчислять интегралы или разбираться в тонкостях чайной церемонии. Или знать пять иностранных языков. Богатство, накопленный в сотах души мёд (по Экзюпери) выражается в ином - в смиренномудрии, искренности, открытости ума, усердии, мастеровитости, щедрости, сочувствии, сорадовании, деликатности (иногда яростности и жёсткости), в общем, в антиподах смертных грехов. Именно такой душе Бог может сказать: "Ты больше не раба". Такую душу Бог коронует. А голые или полуголые короли вынуждены вращаться в колесе перерождений. Или вертеться. До каких пор? Ну да, до Апока́липсиса и его обратной стороны - Сатья-юги, Века Истины. Христианство и индуизм нежно поцеловались.
И самый-самый постскриптум:
Пока в самолёте стюард,
Разложивши товар на тележке,
Монотонно, монотонно его хвалит,
Бог христиан
Каждую душу дует,
Каждый парусник правит
Так, что кто-то стонет потом под тонной
Жести, а в ком-то сваи, ставни
Противятся ве́трам свирепым,
А дети, блаженные, все, кто без шлака,
Входят не с улицы в рай - со двора,
Мимо упёртого рогом Петра,
Козерога по знаку зодиака.
Пока пассажиры (я, лично -
Нет) внимают стюарда речи,
Прищуриваясь, принюхиваясь,
Бог, как Он есть,
Людей скармливает карме,
Хотя тоже, блин, асимметричной.
2023