КАП. КАП...
Когда-то меня поразил ответ Фёдора Двинятина, одного из моих любимых знатоков "Что? Где? Когда?", на вопрос о его излюбленном времяпрепровождении. Он просто ответил: спать. Т.е. высокоэрудированный, умный человек взвесил всё и вся и понял, что всё и всю перевесил сон, читай небытие ("Сон - сладкая капля небытия"). Помню, я тогда задумался, на каком месте сон стоял лично для меня, и что-то противопоставить "сладкой капле" оказалось довольно непросто, если сбросить со счетов ночные кошмары.
Примерно в ту же пору - назовём её юношеством - я задался вопросом, сколько людей в мире согласились бы уйти из жизни добровольно, но безболезненно и без каких-либо загробных последствий (согласно практически всем мировым религиям, посмертная участь самоубийц незавидна). Мне показалось, что между быть или не быть многие бы выбрали последнее. Возможно, я тогда судил по себе. Да, есть всякие любови, т.е. то, что оправдывает бытие. Но в любви есть тоже что-то от небытия - люди растворяются в том, кого или что они любят.
Возвращаясь к Фёдору Двинятину, если человек всё же предпочитает сон, алкоголь или иную растворённость в чём-то внешнем или чисто физиологическом, это может означать лишь следующее: в душевных и духовных любовях он растворён, а значит укоренён, не настолько же сильно. Проще говоря, жизнь не радует.
Если всё так, а не иначе, существует ли некое гармоничное сочетание бытия и небытия? Речь идёт не про бодрствование и сон или не только про это, а про рассудочность и чувственность, долг и страсть ("Стар тот узел Гордиев - долг и страсть"), порядок и хаос, движение и покой, справедливость и любовь, в общем, психическое здоровье согласно некоему архетипу, если угодно - образу Бога. Кажется, для начала должно сформироваться то, что, собственно, будет затем растворяться. Иными словами, бытие или "я" должно быть достаточно смелым и сильным ("Рай силой берётся", "Ты должен быть сильным, иначе - зачем тебе быть?"), чтобы последующее небытие не привело к полному его угасанию, а оставило какой-то красивый "огонёк". Главная здесь опасность - перегнуть с силой, утратить гибкость и податливость. С другой стороны, небытие небытию рознь - от попадания в гипнотическую или любую иную патологическую эмоциональную зависимость, жизнь фантазиями, до растворения в океане Духа. Кстати, санскритское слово "нирвана" означает как раз подобное растворение, а не группу из юношества.
Что такое растворение в Духе с сохранением, в то же время, красивого огонька самосознания? Лао Цзы описал это довольно поэтично:
"Все люди держатся за своё, один лишь я выбрал отказаться от этого. Моё сердце подобно сердцу глупого человека - такое тёмное, такое неясное! Повседневный мир людей ясен и очевиден, один лишь я живу в мире смутном, подобном вечерним сумеркам. Повседневный мир людей расписан до мелочей, один лишь я живу в мире непонятном и загадочном. Как озеро я спокоен и тих. Неостановимый, подобно дыханию ветра! Людям всегда есть чем заняться, один лишь я живу беззаботно, подобно невежественному дикарю. Лишь я один отличаюсь от других тем, что превыше всего ценю корень жизни, мать всего живого".
Жизнь - это движение между полярностями бытия и небытия к тотальному бытию, чья обратная сторона - тотальное небытие. Атма-Параматма. А не рамамбахарамамбурум.
2023