НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК
Если жизнь на Земле сохранится и будет более разнообразной, чем шмыгание туда-сюда тараканов, иными словами - если какая-нибудь ядерная или иная катастрофа не выкосит нас всех, более того, мы достигнем некоего просветления и каждый заживёт в согласии со своим образом Бога, а значит и со всеми остальными образа́ми, каким будет этот Новый Человек, что от него отпадёт, что к нему приплюсуется? Такой поворот событий представить довольно сложно, ибо опыт человеческого общежития навевает более мрачные образы будущего, чем некое повальное боголе́пие. Но, допустим, после всех драных шкур всё-таки останется клок золотого руна, т.е. я́вится новое, просветлённое человечество, и из него потом сошьётся для Земли намного более нежное сари или, если угодно, кимоно, чем нынешняя терновая власяница.
Человеку, как о том учит психология, свойственны шесть базовых эмоций: радость, гнев, страх, удивление, отвращение, грусть. Итак, что из этого спектра останется и насколько оставшееся преобразится в Человеке с большой буквы? Можно зайти и с другого конца: какие из этих эмоций свойственны Богу согласно священным писаниям и опыту тех, кто достиг особой с Ним близости?
Радость - определённо. Более того, сама природа Бога, а не просто эмоция, характеризуется непреходящей радостью или блаженством. Индуистская формула Сат-Чит-Ананда, т.е. Бытие-Внимание-Блаженство, идеально сюда подходит.
Гнев - примеры многочисленны и разнообразны.
Страх - точно не за себя; хотя: "Да минует меня чаша сия". Опасения же за других - вполне себе.
Удивление - в теории, всезнающему Богу как бы нечему удивляться. Вернусь к этому позже.
Отвращение - тут же вспоминается "мерзость перед Господом". И довольно об этом.
Грусть - остановлюсь на этой эмоции поподробнее. Лично моего знания священных писаний не достаточно, чтобы привести какие-то цитаты от имени Бога типа: "Печалька :(". Однако, если судить о Боге по Его святым и просветлённым, то Лао Цзы о себе написал следующее: "Какой печальный, какой одинокий". Саи Натх из Ширди сетовал, видимо, не без грусти, что люди не приходят к нему с телегами, чтобы забрать истинное сокровище {Духа}. Одной студентке, как о том пишет Мария Луиза фон Франц в своём "К.Г. Юнг. Его миф в наше время", приснился Бог с застывшей на Его Лике невыразимой скорбью. Когда Христос просил, чтобы Его миновала известно какая чаша, сложно представить, что говорилось это даже без тени горечи. Цветаевское "Гора горевала (а горы глиной горькой горюют в часы разлук), гора горевала о голубиной нежности наших безвестных утр" звучит лично для меня очень правдоподобно, если под "горой" понимать нечто нуминозное, божественное. В общем, грусть в той или иной форме Богу, по-видимому, не чужда́.
Возвращаясь к вопросу о способности Бога испытывать удивление, необходимо ещё немного "копнуть" в Его или... Её природу. Помимо шести базовых эмоций, человекам свойственно разделяться на мужчин и женщин. Здесь можно использовать простую индукцию, т.е. переход от частного к общему, пока что не прибегая к той же индуистской космологии. Бог мог явить в мир только то, что заключено в Нём самом, и если в созданной Им жизни наблюдается всеохватывающее разделение на мужское и женское, это не может являться чем-то иным, как отражением природы самого Бога. Т.е. Бог как бы разделяется на две фундаментальные ипостаси, Шиву и Шакти (теперь можно и индуизма подпустить), т.е. Абсолют или абсолютное сознание, интеллект с одной "стороны" и творящую силу любви, Мировую Душу - с другой. Схематично, Душа, она же Шакти, создаёт миры, а Абсолют, т.е. Шива, за всем этим наблюдает, либо участливо, либо отстранённо. В этой связи, образ Шехерезады, рассказывающей царю Шахрияру свои сказки, более архетипичен, чем это может кому-то показаться.
Итак, разделение Бога на две ипостаси - залог того, что Бог всё же способен, по-видимому, удивляться. По крайней мере, одна ипостась с "интересом", "любопытством", увлечённостью наблюдает за "действиями" другой. К слову, есть ещё и третья ипостась - Вечный Ребёнок, Сын, но Он не равновелик Первым Двум.
В свете всего вышесказанного, вероятно (highly likely) все базовые эмоции сохранятся в Новом Человеке - вопрос лишь в том, в какой форме и степени они будут проявляться.
Будет ли грусть переходить в уныние? Видимо, нет.
Будет ли гневливость преобладающей чертой? Вряд ли, хотя спонтанные вспышки гнева, равно как и его довольно стремительное затухание, нельзя полностью исключить. К примеру, Морихей Уесиба, основатель Айкидо, как-то в порыве ярости отрубил голову крысе, когда та решила полакомиться пищей на алтаре в его додзё (зала для тренировок). Ученикам он это обьяснил потом кратковременным гневом богов.
Останется ли страх? Не в его нынешней животной, охватывающей всё существо форме.
Отвращение? Хочется надеяться, что нет.
Радость, а также способность удивляться и восхищаться, по идее, должны усилиться и обрести намного бо́льшую тонкость.
Ничего не забыл? Купить яиц в Пятёрочке.
2023